Заказчик долгое время являлся клиентом партнерской галереи, коллекционировал японское декоративно-прикладное искусство и холодное оружие. Для него главную ценность представляет не стоимость, а провенанс – история создания и прошлых владельцев, энергетика предмета. Он всегда с большим вниманием и интересом слушал рассказы японских мастеров об их обучении и работе.

Зная, что заказчик строит новый дом, мы спросили, не планирует ли он отдельное пространство для его обширной коллекции. На тот момент назначение всех комнат уже было определено, поэтому сотрудничество не сложилось. Однако через полтора года заказчик обратился уже с просьбой исправить ошибку автора основного проекта и продумать размещение небольшой домашней галереи в подземном этаже здания. 

Основное требование – комната должна быть полностью спроектирована и сделана японскими специалистами из японских материалов. Помня о любви заказчика к историям, мы уделили большое внимание разработке концепции; ее презентация включала не просто текст и графические изображения – специально был разработан VR-тур и звуковое сопровождение, с помощью которого участники могли почувствовать умиротворенную атмосферу будущей галереи. Помимо ограниченного размера комнаты, японским специалистам при разработке рабочего проекта пришлось столкнуться с необходимостью интеграции комнаты в сложные инженерные системы всего дома, а архитектору предусмотреть плавный переход от европейского дизайна интерьеров в японскую зону.

Мы провели большое количество переговоров с многими подрядчиками в Японии, прежде чем смогли найти компанию, готовую взяться и за разработку проекта, и за дальнейшую комплексную реализацию. После одобрения концепции и подбора материалов комната собирается в Японии, а потом разбирается и перевозится в Россию, чтобы собрать ее на месте. Это представляло большой риск, так как всегда существовала вероятность расхождения размеров, проблем при доставке и появления новых препятствий на площадке. 

Тем не менее, нам удалось создать уникальную по материалам и техническому наполнению галерею. Пол выложен камнем датэкан – вулканическим андезитом, который добывают в единственном месте, на горе Окураяма. Современные японские и европейские архитекторы любят его за экспрессивную текстуру и резкие переходы цветов. Каркас подиума в центре комнаты покрыт японским лаком уруси, а сам подиум сделан из татами из антиаллергенной рисовой бумаги. В нише под столом предусмотрен подогрев пола, так как нахождение в галерее не предполагает использования никакой обуви, даже домашней. Традиционные материалы представлены также бумагой васи, покрытой тончайшем слоем серебряной фольги, и панелями кумико. 

Предметы в коллекции не связаны одной тематикой, поэтому для правильной демонстрации мы предусмотрели специальную мультимедийную систему и программы освещения. При посещении галереи зритель выбирает в программе предметы искусства по виду или по авторству, после чего общий свет затемняется, а миниатюрные светильники подсвечивают только заданные объекты. В то же время на экране в нише токонома появляется сопутствующий видеоряд – либо видео создателя этих предметов с рассказом, либо виды природы Японии, задающие нужный настрой для созерцания искусства. Благодаря этому мы смогли решить вопрос разрозненности коллекции и ее презентации. Коллекция постоянно расширяется, и мобильные полки в нишах позволят разместить предметы любого размера. 

В настоящее время проект находится в процессе реализации.