Японская мебель
Японская комната. Photo by Halfrain

Традиционный японский дом сформировался уже к эпохе Хэйан (IX-XII в.н.э.): он состоял из соломенной или черепичной крыши, деревянного каркаса и пола, а пространство внутри здания разделялось перегородками сёдзи или фусума, которые представляли собой листы рисовой бумаги, натянутой на деревянные рамы. Пол в комнатах был выложен татами – плетеными циновками из травы; жители дома чаще всего сидели и лежали прямо на них. 

Перегородки в японском стиле
Фусума. Photo by Takashi Tomooka
Перегородки в японском стиле
Сёдзи. Photo by Hideyuki Kamon

Такой образ жизни обусловил крайне небольшое количество мебели в жилых помещениях и отсутствие четко закрепленных за каждой комнатой функций. Если в комнате поставить низкий столик для приема пищи, то она становилась столовой, а если убрать стол и расстелить матрас футон – она превращалась в спальню. Видов традиционной японской мебели мало; в основном это комоды, небольшие шкафчики и стеллажи для хранения различных предметов.

Японский комод (“тансу”), в отличие от европейских собратьев, был невысоким и приземистым, с большим количеством выдвижных ящиков. Комоды различались по тому, что в нем хранилось – комоды для одежды, чайных и столовых приборов, каллиграфии, лекарств, книжные комоды и т.д. Чаще всего комоды тансу изготовлялись из темных пород дерева, украшались вставками из другого дерева, перламутра, фигурными металлическими ручками и накладками на уголки. Комоды для столовых приборов “мидзуя” имели распашные дверцы в виде частых деревянных решеток, которые обеспечивали вентилируемость внутренностей комода и предотвращали проникновение внутрь грызунов.

Комод в японском стиле
Комод настольный “Пионы и бабочки”, галерея “Касугай”
Комод в японском стиле
Деревянный комод “Веера”, галерея Касугай

В эпоху Эдо (XVII-XIX в.) из-за частых пожаров в городах распространение получили “нагамоти” – деревянные сундуки на колесах. В них складывались деньги, документы, одежда и другие жизненно важные вещи, а колеса позволяли владельцам быстро выкатить сундук из помещения и спасти хотя бы часть имущества. 

Обеденные и письменные столы были рассчитаны на то, что человек принимает пищу или работает с документами, сидя на татами. Ножки столов были невысокими, а сами стали достаточно мобильными, чтобы их можно было быстро поставить в центр комнаты или к свету, а затем так же быстро убрать к стене или в другую комнату. Обеденные столы могли быть круглыми и прямоугольными, в то время как письменные столы – только прямоугольными, с одним или несколькими выдвижными ящичками для хранения письменных принадлежностей.

Журнальный столик
Столик “Плывущие цветы”, частная коллекция
Антикварный письменный стол
Письменный стол. Photo by Kaori Hirama

Котацу – единственное средство отопления в традиционных японских домах. Еще в эпоху Муромати (XIV-XVI в.н.э.) в полах комнат делали углубление, куда закладывали горячий уголь. Над углублением ставили стол и накрывали его толстым одеялом для сохранения тепла. Зимой все члены семьи собирались вокруг котацу, и накрывались одеялом, чтобы согреться теплом углей. В 20-м веке появились электрические котацу, в которых нагревательный элемент встроен в каркас стола. Даже сейчас котацу не перестает быть любимым предметом интерьера во многих японских домах, а современные производители соревнуются в разнообразии конструкций столов, энергоэффективности и материалов одеял-накидок.

Котацу
Современное котацу. Photo by Navamin

Помимо сёдзи и фусума в традиционном японском интерьере можно было встретить два вида ширм – цуитатэ и бёбу. “Цуитатэ” называли односекционную ширму прямоугольной или квадратной формы, а бёбу состояли из нескольких секций и могли складываться. Бёбу, как правило, были сделаны из деревянного каркаса, на который натягивали шелк или плотную рисовую бумагу. На них рисовали картины – иллюстрации к сюжетам японской или китайской литературы, пейзажи, каллиграфические надписи, и бёбу становились не просто декоративными элементами интерьера, а произведениями искусства.

Японские ширмы
Ширмы-бёбу парные “Тигры”, галерея “Касугай”

После реставрации Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию попадает иностранная культура и совершенно другой образ жизни, а вместе с ними и новая мебель, высокие столы и стулья, шкафы и кровати. Японцы оценили комфорт мебели со спинкой, но многим было неудобно сидеть на высоких стулья, поэтому появились дзаису – стулья, напоминающие обычные европейские, но без ножек. Дзаису и сейчас можно встретить в комнатах с традиционном японским интерьером, дорогих ресторанах японской кухни, гостиницах-рёканах.

Японский стул
Стул дзаису. Photo by Antique Yamamoto

Источники: http://www.zjrcjlw.com/info/history.html
                      https://www.wakagu.co.jp/html/page22.html

Другие статьи

Меню