Ландшафтная архитектура в японском стиле

Подробнее

Наверное, японский сад можно назвать самым узнаваемым и копируемым элементом японской культуры. Во многих европейских и американских парках можно встретить уголки, отведенные под так называемые “восточные” или “японские” сады. Они стали популярны сразу после окончания периода изоляции Японии, поскольку ландшафтная архитектура в японском стиле предложила совершенно новый взгляд на ландшафтный дизайн.

Photo by Zengame/CC BY 2.0

СОЗДАНИЕ ЯПОНСКИХ САДОВ

Сады в Японии – это предметы искусства, в которых материалом для творчества является природа. Основополагающий принцип создания японского сада – “учись у природы”. Однако обучение не предполагает копирования; хороший садовник должен не повторять природу, а интерпретировать ее по-своему. Оба этих принципа наряду с другими можно найти в “Сакутэйки”, древнейшему руководству по созданию японских садов, которая предположительно была написана в конце XI века. “Вспомни впечатления от различных знаменитых мест, выбери то, что привлекает тебя, и добавь свое видение. Лучше всего использовать это как основу для проектирования всего сада, в процессе работы внося нужное количество изменений”, – писал автор рукописи.

Японские ландшафтные дизайнеры вдохновляются природой, но их сады не “естественные” и уж точно не дикорастущие. Окружающий мир в таких садах подвергается индивидуальной трактовке и шлифовке, в результате чего мы видим перед собой не повторение естественного ландшафта, а идеализированную версию или воплощение природы. Для японских мастеров сад это произведение искусства, в котором они пытаются воплотить красоту жизни, выразить эстетические идеалы и духовные ценности.
Создание проекта участка, продумывание концепции, подбор растений – вот только малая часть работы, которую выполняют японские дизайнеры ландшафта. Настоящий мастер с многолетним опытом представляет себе сад не только в момент завершения работы, но и через долгое время после. В соответствии с эстетической концепцией ваби-саби значительная часть изящества и очарования сада достигается не только благодаря мастерству садовника, но и тому, как сад трансформируется со временем в процессе роста и ухода за растениями.

Photo by **jpg/CC BY-SA 2.0

Photo by Tetsuhiro Terada/CC BY 2.0

ВИДЫ САДОВ В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ

Все японские сады можно условно разделить на четыре категории:

  • ЛАНДШАФТНЫЕ ИЛИ ПРОГУЛОЧНЫЕ САДЫ

Наверное, самый доступный, как физически, так и интеллектуально, для европейского человека вид садов. Они напоминают знакомые нам парки при крупных аристократических усадьбах и резиденциях, где посетители могут гулять по множеству тропинок, наслаждаться видами и растительными композициями. Исторические прогулочные сады сформировались к 17 веку, когда военный сёгунат обязал крупных феодалов-даймё содержать роскошные дома. Как правило, в садах вокруг таких усадеб можно увидеть большой пруд, сложную сеть дорожек, искусственные холмы и миниатюрные копии пейзажей из литературных произведений. Главной техникой создания такого сада является “миэгакурэ” (букв. “видно-спрятано”): каждый поворот тропинки должен открывать гуляющему новый вид, прежде скрытый от глаз.

Проект ландшафта в Ленинградской области, разработанный японским бюро, представляет разновидность прогулочного сада, а именно “kaiyushiki teien”. На участке с центром в виде пруда по всему саду идет дорожка. Перемещаясь по ней, посетитель постепенно проходит через небольшой пляж, домик охотника, ванну под открытым небом, а в перспективе виднеется пруд с мостом. Проект сочетает традиционные японские элементы ландшафтного дизайна с современными требованиями. Так насыпные холмы скрывают парковку, а также сам участок от глаз посторонних, а зеленая крыша прячет полуподземный спа-комплекс.

  • САД КАМНЕЙ

Японские сады камней “карэсансуй” известны по всему миру. Они не являются садами в чистом виде, так как в них почти нет живой растительности. Изначально сады камней создавались при буддистских храмах и монастырях как инструмент для медитации и сосредоточения, позволяя отстраниться от повседневности. На них нужно смотреть с одной точки (чаще всего с веранды энгава), и они представляют собой полной символизма выражение сложной философской идеи. Песок или мелкая галька обозначают постоянно меняющиеся воды моря, а камни – участки земли. Их сочетание указывает на противопоставления инь и ян, часто использующееся в восточной философии. Восприятие таких садов требует определенного склада характера и интеллектуального уровня.

  • ЧАЙНЫЕ САДЫ

Сады при чайных домиках призваны создать умиротворяющую атмосферу и постепенно отвлечь посетителя от будничных проблем и ввести его в особое духовное состояние. Чаще всего это небольшие, огороженные сады, главную роль в которых играет дорожка, ведущая от ворот к чаше для омовения рук и самому чайному павильону. Камни дорожки сменяются от больших и широких к мелким и узким, заставляя посетителя осознавать совершаемые им действия и целенаправленно обращая его взгляд на ту или иную часть сада. В ландшафтном дизайне чайных садов используют каменные или металлические фонари, чаши, а также инструменты, создающие не только визуальный, но и звуковой образ сада. В их число входят искусственные водопады, бамбуковые устройства сиси-одоси и другие.

Сад камней. Photo by Ik T/CC BY 2.0

Photo by Adrián Pérez/CC BY-SA 2.0

https://www.pinterest.jp/pin/537617274249006739/

  • САДЫ “ЦУБО”

Крошечные сады размером около 3 кв.м. появились в 17-18 веке как попытка сохранить единение с природой в стесненных условиях города. Их располагали в самой дальней части вытянутых участков городской застройки, ближе к гостиным и спальням. Дизайн часто копировал чайные сады: на такой небольшой площади располагали растительную композицию, каменный фонарь, чашу с водой или другие декоративные элементы. На них не только любовались из гостиной во время приема гостей – сад цубо также обеспечивал приток солнечного света и свежего воздуха внутрь жилых помещений.
В современной Японии сады цубо набирают все большую популярность, благодаря возможности обустроить уголок природы даже на крошечных свободных участках в Токио или других городах.